25 мая Центр внешкольной работы представил публичный творческий отчет о своей деятельности в качестве базовой площадки екатеринбургского Дворца молодежи по профориентации и техническому творчеству.

Центр внешкольной работы начал сотрудничать с Дворцом молодежи три года назад, рассказала завуч учреждения дополнительного образования Марина Ширяева. Благодаря этому в мае 2017-го ЦВР получил оборудование для реализации программ по робототехнике и дизайну (четыре швейно-вышивальные машины Brother с компьютерным управлением и оверлок, а также четыре станка, включая токарный Optimum с числовым программным управлением, верстаки, инструменты, цифровой настольный осциллограф, компьютер, ноутбук, 3D-принтер, 3D-сканер и 12 конструкторских наборов). Педагоги ЦВР ездят на семинары, организованные Дворцом молодежи, а ребята участвуют в различных соревнованиях.

О достижениях мальчишек и девчонок из объединений «Юный дизайнер» и «Клуб любознательных» рассказали их руководители – Елена Ревенкова и Олег Гарибов.

Так, например, модельеры за прошедшие три года сумели создать три коллекции одежды – «НаРКОМ СССР» («Наследники рабоче-крестьянского объединения молодежи СССР»), «На десерт» и «Царевна-лебедь», с двумя из которых заняли первое, а с одной – второе место в областном фестивале детских и юношеских театров моды «Булавка». Причем для первых двух конкурсов юные инженеры и конструкторы из «Клуба любознательных» разработали и напечатали на 3D-принтере значки, фурнитуру и другие аксессуары из пластика.

Педагоги подчеркивают, что к шитью одежды не стоит относиться свысока, его тоже можно назвать техническим творчеством, поскольку здесь нужно не только образно мыслить, но и уметь рассчитывать размеры, чертить детали, из которых должно состояться законченное изделие. А это уже инженерная, конструкторская деятельность.

            Но, конечно, больше всего внимания было уделено «Клубу любознательных», воспитанники которого занимаются робототехникой, 3D-моделированием, конструированием, рационализаторством и за короткое время сумели стать победителями и призерами многих фестивалей и конкурсов областного, российского и международного уровня (это позволило привлечь и других спонсоров для приобретения программного обеспечения, необходимого оборудования).

Познакомиться с деятельностью клуба пришли ребята из кружков робототехники школ №8 и 14 (Калья), занимающиеся под руководством преподавателей Алексея Шуплецова и Антона Болотских, учителя технологии, а также представители карпинского Дома творчества.

Гости с огромным интересом наблюдали заезды радиоуправляемых машин, созданных ребятами из клуба, и даже сами попробовали координировать движение с помощью пультов. Правда, один гоночный болид не выдержал манеру езды, заданную чужими руками, и повредил подвеску. Пришлось Феликсу Гарибову, который занимается с детьми в ЦВР на волонтерских началах, срочно чинить машину.

Процесс починки гости смогли наблюдать воочию, поскольку их пригласили посмотреть занятия в «Клубе любознательных». Олег Гарибов рассказал, что в этом объединении занимается в общей сложности около 40 человек. Ребята делятся на три группы – начальную, среднюю и старшую, но не по возрасту, а по уровню знаний и навыков.

С младшими работает педагог дополнительного образования, электрослесарь участка шахтной автоматики шахты «Ново-Кальинская» Павел Волков.

- С понедельника по пятницу - за паяльником на шахте, в субботу, воскресенье – с ребятишками, - смеется Павел Евгеньевич. – Меня приглашали сюда еще в начале проекта, но реально удалось заняться этим только год назад. Мое дело – довести мальчишек до начального программирования роботов.

Юные инженеры в младшей группе собирают машины по инструкции и выполняют отдельные задания, используя пневматические устройства, солнечные батареи или простые моторчики. При этом можно подключить один из датчиков и запрограммировать какое-то действие. Например, машина должна доехать до препятствия, распознать его, остановиться, подать звуковой сигнал, обогнуть предмет или отъехать назад.

- Конструкторский набор рассчитан на двух человек, но на начальном этапе мы вместе мальчишек не сажаем, иначе один что-нибудь делает, а другой смотрит, - поясняет Павел Евгеньевич. – Вот когда наберутся навыков, тогда можно давать общее задание, и получается уже более интересный результат.

- Когда ребята переходят в среднюю и старшую группу, мы смотрим, что им интересно - мехатроника, прототипирование (создание трехмерного прототипа объекта -авт.), программирование. Но это не значит, что они потом занимаются только в одном направлении, каждый может попробовать себя и в том, и в другом, и в третьем, - рассказывает педагог дополнительного образования Александр Журлов. Он тоже из совместителей, работает с детьми вечерами и по выходным. Александр Витальевич занимается с ребятами средней и старшей группы вместе с Олегом Ятимовичем. На этом этапе юных инженеров уже не делят - средние учатся у старших, творческая мысль кипит. И педагоги подчас открывают что-то новое для себя вместе с воспитанниками.

- Лет пять назад 3D-принтеров, наверное, ни в одном образовательном учреждении не было, - говорит Александр Журлов. - Когда к нам поступило это оборудование, пришлось осваивать его вместе с детьми.

Результаты творческой деятельности были по достоинству оценены специалистами по робототехнике на соревнованиях высокого уровня. Некоторые модели руководитель «Клуба любознательных» Олег Гарибов (тоже, к слову, совмещает эту деятельность с работой в городской администрации) продемонстрировал гостям.

- Вот робот для проверки целостности труб. Вот прототип вендингового аппарата (вроде торгового автомата – авт.), который по датчикам определяет подошедшего клиента, поворачивается к нему и выдает рекламную продукцию. Вот судно на воздушной подушке – очень сложно его было создавать, вызвало бешеный интерес в технопарке, - рассказывал Олег Ятимович, а мальчишки ловили каждое слово, с интересом рассматривали соединительные детали, узлы и живо обсуждали увиденное между собой и с преподавателями.

- Я же из учительской среды, мне нужно, чтобы было все по полочкам, - смеясь, делилась потом с коллегами завуч Центра внешкольной работы Марина Ширяева. – Захожу к ним в мастерскую, говорю: «Какой у вас здесь беспорядок!». А мальчишки мне: «Это нельзя трогать, иначе у нас все нарушится!». У них – творческий процесс.

Гости высоко оценили работу ЦВР и пожелали, чтобы творческий процесс не останавливался. У североуральцев большой потенциал, пусть растят новых российских инженеров и ученых, пусть прославляют Уральскую инженерную школу на весь мир!

P.S. В «Клуб любознательных» и объединение «Юный дизайнер» может записаться любой желающий, родителям и детям это стоит взять себе на заметку.

ing shkola cvr 1

 

ing shkola cvr 3

Больше фотографий>>>

Светлана Ермолова, фото автора.