Об этом рассказала начальник Управления образования Ирина Ощепкова, отвечая на вопросы североуральских журналистов на пресс-конференции 28 ноября.

Presskonf

- Какие изменения ждут выпускников, сдающих ОГЭ и ЕГЭ в 2020 году?

Существенных изменений в ЕГЭ для 11-х классов в 2020 году не будет. С демонстрационными версиями контрольно-измерительных материалов (КИМ) можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Нужно отметить, что последние несколько лет из экзаменационных заданий по всем предметам исключена так называемая «тестовая часть», они стали более творческими, практически ликвидированы списывание и разного рода злоупотребления на ЕГЭ.

Перспективные изменения ожидаются с 2021 года - планируется ввести сдачу ЕГЭ по информатике на компьютере, а с 2022 года – по иностранному языку, который станет третьим обязательным экзаменом для получения аттестата о среднем общем образовании. При этом ЕГЭ по иностранному языку, подобно математике, планируется разделить на базовый и профильный уровень, экзамен будет включать письменную и устную часть.

       Всего к окончанию школы готовится 236 одиннадцатиклассников. Для получения аттестата они по-прежнему будут сдавать 2 экзамена (по русскому языку и математике). Для допуска ученикам необходимо написать сочинение и получить «зачет». Заявление на государственную итоговую аттестацию выпускники подают до 1 февраля 2020 года.

Те, кто собирается поступать в вузы, дополнительно сдают предметы по выбору.

Нынешних девятиклассников ждут большие изменения. Дело в том, что в 2020 году завершают обучение школьники, которые с первого класса учились по новым Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования, принятым в 2010 году. Значит, вопросы и задания будут существенно отличаться от заданий 2019 года. Демонстрационные версии ОГЭ, справка об изменениях заданий размещены на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), с ними может ознакомиться каждый желающий.

Изменения касаются содержания, количества заданий, структуры работы и критериев оценки.

Так, в экзамен по математике включен новый блок практико-ориентированных заданий, а по русскому языку изменилась жанровая специфика текста для изложения – это могут быть путевые заметки, очерк, рецензия или дневник.

По обществознанию добавится задача по финансовой грамотности и задание на анализ статистической информации. А вообще экзамен потребует от ученика умения рассуждать, объяснять, выражать своё мнение с опорой на факты из социальной жизни и личного опыта, анализировать практические ситуации, и, что самое главное, письменно излагать доказательства.

На экзамене по информатике расширен набор заданий, выполняемых на компьютере, по физике - дается экспериментальное задание, по химии - добавлена практическая часть. По литературе - введена дополнительная тема сочинения, по истории - предлагается только одна модель контрольно-измерительных материалов, соответствующая линейной системе изучения истории на основе историко-культурного стандарта, увеличено количество аналитических заданий. Таким образом, девятиклассникам необходимо основательно готовиться к экзаменам и серьезно подумать над выбором предметов.

   По-прежнему девятиклассники сдают 4 экзамена: 2 обязательных (русский язык и математика) и 2 - по выбору. Для допуска к экзаменам ученикам необходимо пройти устное собеседование и получить «зачет». Заявление на государственную итоговую аттестацию подается до 1 марта 2020 года.

   В текущем учебном году в 9-х классах Североуральского городского округа обучается 480 человек.

   Во всех пунктах проведения экзаменов будет вестись видеонаблюдение. На входе в учреждения будут использоваться металлодетекторы, а в аудиториях будут присутствовать общественные наблюдатели.

- Планируется ли повышение родительской платы за детские сады?

- Пока не планируется.

- Сколько выдано персонифицированных сертификатов дополнительного образования в СГО? Какова сумма этого сертификата, в каких учреждениях на нашей территории его можно реализовать?

- Сертификат персонифицированного финансирования дополнительного образования должны получить все дети от 5 до 18 лет. Для этого нужно оформить его на сайте http://66.pfdo.ru, а потом активировать, обратившись в школу или любое учреждение дополнительного образования.

Сертификат не выдается на руки. Это именной идентификационный номер в информационной системе, который закрепляется за ребенком на весь период детства и дает право посещать кружки и объединения дополнительного образования.

Сертификат действует примерно так же, как медицинский полис. Без него нельзя посещать кружки, секции или объединения дополнительного образования.

Если ребенок ничем не занимается, то оплата по сертификату не производится. Если же ребенок ходит в кружок, секцию, объединение в любое лицензированное учреждение дополнительного образования, включая художественную и музыкальные школы, то на счет сертификата зачисляются бюджетные средства. Обращаю ваше внимание: деньги на руки не выдаются, оплата за оказанные услуги происходит безналичным путем – примерно так же, как в системе обязательного медицинского страхования.

В этом году пилотной площадкой для внедрения проекта стал Центр внешкольной работы. Здесь можно оплатить сертификатом занятия по семи сертифицированным программам (всего в ЦВР 26 программ). Для этого на сертификат зачисляется 10300 рублей в год из средств местного бюджета.

Со следующего года оплатить занятия с помощью сертификата можно будет в ДЮСШ, Центре психолого-педагогической помощи «Остров», ЦВР, детской художественной школе, Североуральской детской школе искусств, детских школах искусств Кальи и Черемухова, а также в общеобразовательных школах, имеющих лицензию на дополнительное образование и сертифицированные программы.

На сегодняшний день сертификаты оформили 2567 человек, 364 из них участвуют в пилотном проекте.

Мы делаем только первые шаги в этом направлении, система еще проходит апробацию, но в будущем планируется, что с помощью сертификата можно будет полностью или частично оплатить занятия в любом кружке, объединении или спортивной секции (в зависимости от стоимости обучения).

- В школе № 7 идет ремонт. Есть ли уже определенность в том, кто там будет работать? Это будут североуральские учителя или планируете пригласить иногородних?

- Здание бывшей школы № 7 передано школе № 9 в качестве второго учебного корпуса. По окончанию капитального ремонта и завершению оборудования кабинетов и учебных помещений, после получения лицензии на право ведения образовательной деятельности по новому адресу учащиеся пятых-одиннадцатых классов школы № 9 перейдут в новый корпус вместе со своими учителями. Дети начальной школы останутся в прежнем здании, и все будут учиться только в первую смену.

- Как будут использоваться помещения бывшей школы № 7, помимо уроков? Здание-то большое. Будут ли там факультативы, особенные классы с углубленным изучением предметов и т.д.?

- Проектная мощность ремонтируемого здания - 300 человек. В настоящее время в 5-11-х классах девятой школы учится 289 человек. Также ожидается переход в новый корпус ребят, проживающих в пос. Южный, которые из-за нехватки мест в старом маленьком здании школы № 9 вынуждены были в свое время поступить в более отдалённые школы.

По современным санитарным нормам здание бывшей 7-й школы не такое уж и большое. Благодаря тому, что после ремонта оно будет оснащено самым современным учебным оборудованием, аналогов которого у нас еще не было, появятся новые возможности для проведения элективов (курсов, обязательных для изучения, направленность которых школьник выбирает самостоятельно) и факультативов, экспериментальной, проектной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Так, например, инженерный класс будет оборудован лабораторией инженерной графики; лабораторией 3D-моделирования и прототипирования; модулем для изучения робототехники (творческое проектирование и соревновательная деятельность, системы управления робототехническими комплексами, андроидные роботы); образовательным модулем для углубленного изучения механики, мехатроники, систем автоматизированного управления и подготовки к участию в соревнованиях WorldSkil; лабораторией исследования окружающей среды, природных и искусственных материалов, альтернативных источников энергии, инженерных конструкций; демонстрационным оборудованием и приборами по разделам: механика, молекулярная физика, электродинамика и звуковые волны, оптика и квантовая физика; лабораторно-технологическим оборудованием (лабораторное оборудование, приборы, наборы для эксперимента, инструменты) и др.

Также будут оснащены по последнему слову техники мастерские технологии, электронный тир, современные спортивная площадка и спортзал, мобильная киностудия, танцкласс, зона коворкинга.

Ребята из других школ получат возможность воспользоваться этими условиями в рамках сетевого взаимодействия.

- Будут ли организованы коллективные выезды учащихся школ в новогодние каникулы? Будет ли как-то задействован загородный лагерь им. Володи Дубинина?

- В 2020 году в загородном лагере планируется зимний отдых детей по программе выходного дня. В ней могут принять участие дети школьного возраста с классным руководителем или дети дошкольного возраста с воспитателем или организатором мероприятия. Стоимость услуги составляет 100 рублей с человека за 3 часа отдыха на территории загородного лагеря. В эту оплату входит предоставление теплого помещения, биотуалета и места для костра. Зимой в загородном лагере очень красиво, и было бы хорошо развивать этот вид отдыха. Все желающие организовать такое посещение на новогодних каникулах или в любое другое время могут обратиться к директору лагеря Самариной Ларисе Николаевна в Управление образования, каб. № 1.  

Поездки организованных групп от образовательных учреждений по туристическим путевкам, как это было раньше, не проводятся. Родители могут обратиться с групповой или индивидуальной заявкой в любое турагентство, которое будет отвечать за организацию поездки и безопасность детей.

- Как решается кадровый вопрос в этом учебном году? Учителей во всех школах не хватает (в комментариях на сайте «СевУралИнфо» родители жаловались на то, что в школе № 9 в выпускных классах всю первую четверть не преподавалась физика).

- В настоящее время все предметы учебных планов образовательных организаций обеспечены педагогическими кадрами для реализации образовательных программ в полном объёме. Да, кадровая проблема существует, как и во всех городах. Пока школам удается решить её за счет увеличения учебной нагрузки работающих педагогов, привлечения внешних совместителей, профессиональной переподготовки ряда учителей начальных классов, получивших дипломы учителей математики, физики, истории.

Мы очень благодарны педагогам - пенсионерам, ветеранам педагогического труда, оставшимся в школах, передающим свой бесценный опыт. Без них в ожидании молодых специалистов с проблемой кадрового голода не удалось бы справиться.

Конечно, и сейчас бывают ситуации, когда учитель переезжает в другой город или решает по семейным обстоятельствам воспользоваться правом на годовой неоплачиваемый отпуск (как это произошло с учителем физики в первой четверти в школе № 9), тогда перед руководителем встает задача срочно найти замену - вплоть до приглашения работников из близлежащих городов.

Проблема с преподаванием физики в школе № 9 решена. В 7-8 классах этот предмет будут вести учителя математики Наталья Викторовна Потанина и Ирина Павловна Подлужная, прошедшие курсы профессиональной переподготовки, а со старшеклассниками будет работать ветеран педагогического труда Светлана Семеновна Моштылева.

Пропущенный за время поиска учителей материал обязательно будет освоен до конца учебного года за счет внесения изменений в рабочие программы педагога, перераспределения учебных часов.

Образовательные учреждения продолжают поиск кадров и в течение всего учебного года подают вакансии в Центр занятости. Так, например, в ноябре школы № 11, 14 и 15 направили заявки на учителей математики, физики, русского языка и литературы, немецкого и английского языка.

Иногда удается привлекать кадры и из соседних городов. В школе № 8, например, работает учитель из Краснотурьинска, а в школу № 15 Третьего Северного раз в неделю приезжает преподаватель из Серова.

- Сколько выпускников поступило в вузы или колледжи в этом году, сколько из них целевиков?

- В 2019 году 137 выпускников наших школ продолжили обучение в вузах, 77 человек - в учреждениях среднего профессионального образования (это примерно 50% от числа окончивших школу).

Из них в педагогические учебные заведения по договору о целевом обучении поступило 8 человек, от МВД – 1, от ЦГБ - 4 .

Также в этом году продолжают обучение 9 будущих педагогов, которые пользуются мерами поддержки: город обеспечивает их стипендией или оплачивает до 95 % стоимости учебы.

В следующем году мы ждем молодых специалистов, с которыми ранее у нас был заключен договор на обучение. Это два учителя начальных классов и один – по математике.

- Во всех параллелях идет подготовка к всероссийским проверочным работам, которые будут в конце года. Зачастую ребятам дают задания по темам, которые они еще не проходили. Естественно, дети не могут ответить на вопросы, получают плохие отметки, у них снижается мотивация к учебе. Может, как-то по-другому вести подготовку к ВПР? Зачем такая гонка?

- Всероссийские проверочные работы (ВПР) – это обычные контрольные работы, которые проходят в апреле. К этому времени обучающиеся уже завершают изучение образовательной программы, идет закрепление тем.

Содержание ВПР рассчитано на базовый уровень и соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

Федеральный институт оценки качества образования публикуют описания и образцы вариантов для проведения всероссийских проверочных работ на своем сайте в открытом доступе. Любой желающий может ознакомиться с ними и получить представление о структуре проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности, системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.

В октябре, ноябре и декабре в школах проводятся диагностические контрольные работы (ДКР) в соответствии с графиком, утвержденным приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области. Задания также готовятся на основе материалов областного Института развития образования и Федерального института педагогических измерений.

Это необходимо, прежде всего, самим школам и обучающимся, чтобы провести самооценку, вовремя выявить проблемные зоны, организовать работу по устранению имеющихся пробелов в знаниях учеников и повышению квалификации педагогов.     

  - В каких школах и с какого класса введен второй иностранный язык? Какой язык изучают дополнительно?

- Введение второго иностранного языка в 2019-2020 году обусловлено требованием Федеральных государственных образовательных стандартов.

Школа вправе сама определить, в каком объёме и в каких классах будет изучаться второй иностранный язык. В настоящее время из 3533 учащихся, изучающих английский язык, 187 человек осваивают его в качестве второго иностранного. Из 1711 человек, изучающих немецкий язык, 1011 – знакомятся с ним в качестве второго иностранного языка (в основном это учащиеся 9-х классов).

Все школы обеспечены педагогическими кадрами для преподавания иностранных языков за счет увеличения учебной нагрузки учителей и привлечения внешних совместителей.

Необходимо отметить, что новыми стандартами, проект которых сейчас активно обсуждается, изучение второго иностранного языка планируется перевести из статуса обязательного в рекомендованный, т.е. обучение второму иностранному языку будет организовано по желанию учащихся (их законных представителей) и при наличии возможностей образовательной организации.

- Каковы первые результаты работы «Точек роста», отзывы детей и родителей? Сколько вложено средств в их создание, хватает ли педагогов?

- Пока рано говорить о каких-либо результатах, центры открылись только в конце сентября, а полностью оборудование было поставлено в ноябре. Родители и ученики, конечно, очень довольны, что в школах №№ 14 и 15 открылись такие центры, они значительно расширили возможности для образования и развития детей.

На создание и оборудование каждого центра было выделено 2 610 029,34 рублей из федерального, областного и местного бюджетов.

Теперь в новых условиях проводятся уроки технологии, ОБЖ и информатики.

Востребованы кружки шахмат, в урочной и внеурочной деятельности используются зоны коворкинга (свободного общения).

В школе № 14 появились новые кружки «Инженерный дизайн САД», «Пром-дизайн», «3-Д технологии. Я и моё будущее», «IT – Профи», «Креативное рукоделие», «Web – программирование», «Робототехника» и другие.

В «Точке роста» Третьего Северного занимаются шахматами, информационной безопасностью, программированием, горным делом, волонтерством, медиатворчеством, готовятся выпускать свою газету и видеоролики о жизни школы.

Все занятия – бесплатные.

В Калье необходимые кадры имеются, а вот в Третьем Северном не хватает специалистов, которые бы владели современными компьютерными и информационными технологиями, чтобы организовать внеурочную деятельность по техническим направлениям. Школы получили такое уникальное техническое оборудование, освоение которого требует определённого опыта и времени.

В 2020 году в проект «Точки роста» будут включены и малые города. Североуральские школы № 1 и № 11 уже прошли предварительный отбор в Министерстве образования и молодежной политики Свердловской области.

- Как будет организована запись детей в первый класс на следующий учебный год? Сколько ребят ожидается по всему СГО? В каких образовательных учреждениях открыты Школы будущих первоклассников?

- Запись детей в первый класс начнется в 00 часов 1 февраля в автоматизированной информационной системе «Е-услуги. Образование».

Также заявления будут приниматься в школах и Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).

Адреса, телефоны, сайты и электронная почта учреждений размещены на официальном сайте Управления образования.

Прием заявлений о зачислении в первый класс осуществляется в следующие сроки:

- для лиц, проживающих на закрепленной за учреждением территории, – с 1 февраля по 30 июня;

- для лиц, не проживающих на территории, закрепленной за школой, или на территории Североуральского городского округа, – с 1 июля по 5 сентября, при наличии свободных мест.

Ожидается, что в 2020 году в школы СГО придет 500 первоклассников (494 выпускника детсадов, плюс «неорганизованные» дети).

Педагоги дошкольных образовательных учреждений уточняют у родителей, в какую школу планируют пойти будущие первоклассники, в том числе – с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и дети-инвалиды. А Управление образования анализирует заключения психолого-медико-педагогической комиссии для создания в следующем учебном году в школах Североуральска соответствующих условий для ребят с проблемами здоровья.

В настоящее время подготовительные группы детских садов посещает 11 детей-инвалидов и 19 детей с ОВЗ.

Во всех школах, кроме Третьего Северного, Покровска-Уральского и Баяновки, открыты Школы будущих первоклассников, которые помогут ребятам подготовиться к учебе и успешно адаптироваться в переходный период.

С группами дошколят работают учителя, которые в 2020-2021 учебном году будут преподавать в первых классах. Они развивают у детей математические способности, логику, фонематический слух, речь, внимание, память, мышление, мелкую моторику кистей рук, слухомоторную и зрительномоторную координацию.

Занятия проходят один раз в неделю по 1,5 часа с перерывами. Стоимость услуги в соответствии с договором –  в среднем 150 рублей за один день (в разных школах может быть по-разному).

Посещение Школы будущего первоклассника не влияет на запись в первый класс и не является обязательным. Если дети занимаются в учреждениях дополнительного образования, то нецелесообразно менять устоявшийся режим и перегружать ребенка.

Информирование родителей о Школе будущего первоклассника происходило через школьные сайты, детские сады и в личном общении.

- Недавно вы встречались с родителями детей поселка Южного, которые просили организовать подвоз детей на учебу на школьных автобусах. Что вы им ответили?

- По закону мы имеем право осуществлять доставку детей только из одного поселения в другое. Южный и Горный не являются отдельными поселками и входят в состав города. Поэтому мы договорились, что в утреннее время будет организован дополнительный рейс общественного автобуса ПАЗ по кольцевому маршруту (в 7 час. 50 мин.), чтобы ребята могли добираться до школы. И родители с этим согласились.

Сразу поясню и по другим близлежащим поселкам. Крутой Лог тоже входит в состав города, но тут действует правило, по которому мы обязаны организовать доставку детей, если расстояние до места проживания составляет более двух километров. Поэтому детей из Крутого Лога мы возим на школьном автобусе. В Бокситах живет всего один школьник, раньше мы за ним посылали транспорт, а теперь с согласия его родителей выдали ему проездной на общественный автобус.    

Подготовила к печати Светлана Ермолова.

Больше фото