В Центре психолого-педагогической помощи «Остров» прошел круглый стол «Невыносимая тяжесть бытия: к вопросу о профилактике суицидов среди несовершеннолетних», в котором приняли участие работники ЦГБ, учителя, классные руководители, педагоги-психологи, социальные педагоги, заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе и родители.

Судя по статистике, которую озвучила социальный педагог Центра «Остров» Ирина Теплякова, эта тема, к сожалению, актуальна.

По данным Всемирной организации здравоохранения каждые 40 секунд на Земле кто-то пытается покончить с собой. В 2019 году в России было зарегистрировано 17192 самоубийства (2893 женщин, 14299 мужчин). На каждые 100 тысяч детей в возрасте 10-14 лет приходится 2,5 суицида, в возрасте 15-19 лет – 16,3. В Свердловской области в 2020 году было зафиксировано 142 попытки покончить с собой среди детей в возрасте 9-18 лет, 29 из них – с летальным исходом.

Причиной самоубийств среди детей и подростков, как следует из опросов тех, кого удалось остановить, являются (по степени убывания) проблемы в личной жизни, семье, школе и отношениях со сверстниками, одиночество, чувство безысходности, наркотики, отсутствие цели в жизни, минутная слабость. Следовательно, это те сферы, на которые следует обратить пристальное внимание родителям и педагогам.

Примерно к таким же выводам пришла ученица школы № 9 Екатерина Зыкова, побеседовавшая с учащимися 8-11 классов. Кроме того, по признанию детей, большой стресс вызывает Единый государственный экзамен, потому что ребята боятся не оправдать надежды родителей.

Lebedeva Sykova

Педагог-психолог Центра «Остров» Анна Глазкова проанализировала результаты исследований, проводившихся среди детей Североуральского городского округа в прошлом году. Выяснилось, что в свое будущее верят 79 % подростков, о смысле жизни задумывались 74 %. Причем 21 % считает, что смысл жизни у каждого свой, 12 % видят его в реализации и саморазвитии, по 6 % - живут для себя, для улучшения настоящего и будущего, для того, чтобы оставить след в истории, по 3 % - для любви, учебы и творчества.

Для 56 % опрошенных самым ценным в жизни является семья, для 29 % - друзья, для 21 % - любовь, для 12 % - душевное спокойствие. 6 % больше всего дорожат деньгами.

44 % хоть раз в жизни испытывали чувство одиночества и отчаяния, 6 % испытывают его постоянно. При этом 73 % считают, что в трудной ситуации есть смысл обратиться к взрослым, а 36 % верят, что остановить подростка, решившего уйти из жизни, могут близкие люди.

Клинический психолог Надежда Быкова, которая трудится в ЦГБ и Центре «Остров», просила обратить внимание родителей и педагогов на самоповреждающее поведение детей (когда прижигают сигаретами свое тело, ковыряют болячки, выдирают волосы, чрезмерно увлекаются пирсингом и т.д.). В большинстве случаев это предвестник суицида.

Педагог-организатор Центра «Остров» Илья Занин проанализировал отрицательное влияние Интернета, в сетях которого очень много сайтов, посвященных на первый взгляд невинным темам, но на самом деле, склоняющих детей к самоубийству. И это не только сообщества «синего кита», но и сайты с анимацией (в большинстве своем японской), музыкой, фото или картинами, которые пропагандируют насилие, извращения, депрессию, психологию ЛГБТ, сатанизм и прочие деструктивные явления, которые формируют у ребенка депрессию и подталкивают к суициду.

Выявив причины самоубийства, участники семинара пришли к выводу, что ресурсы для профилактики этого страшного явления нужно искать в работе с семьей и непосредственным окружением детей и подростков. Ведь дети зачастую уходят из жизни, потому что их тем или иным способом (иногда просто не уделяя достаточного внимания) убедили в том, что они не нужны родителям, что без них всем будет лучше. При этом ребята, как правило, относятся к своим мамам и папам с большой любовью.

Педагог-психолог Центра «Остров» Анна Трушина постаралась определить вместе с собравшимися, как помочь ребенку, находящемуся на «Аидовом пороге».

Прежде всего, по мнению участников семинара, нужно найти значимого взрослого или стать им, чтобы дать подростку из группы риска поддержку, чувство уверенности и защищенности, вступить в позитивное общение, наладить душевный контакт. Привлечь к творчеству, принимая и одобряя любой результат. Составить пошаговую программу достижений ребенка, искать нереализованные возможности, занять спортом, танцами, организовать совместный досуг (прогулки, походы, просмотры хороших фильмов, посещение музеев и т.д.). Привлекать сверстников, педагогов и одноклассников к расширению набора понятий, принципов и способов разрешения конфликтов. Показать человеку его значимость для семьи, класса, школы, города, страны, помочь сформировать планы на будущее.

- Конечно, все это требует от педагогов, психологов и родителей большой и сложной работы, ради спасения наших детей, - резюмировала директор Центра «Остров» Татьяна Лебедева. - Но подходить к этой деятельности нужно осмысленно, с позиций практической психологической помощи, тогда можно рассчитывать на положительные результаты.

Светлана Ермолова, фото автора.

Больше фото